Жила-была пристань
«Этот дебаркадер был построен в конце 20-х годов прошлого столетия в Рыбинске, - рассказывает Виктор Коваль, краевед-историк. - Называется он 'Дебаркадер-120'. Долго он служил главными речными воротами Сталинграда и Волгограда, его снимали в кино, фигурирует он и на многих открытках тех лет».
Пристань представляла собой железобетонный понтон 85 на 20 метров вместимостью грузов до 800 тонн и пассажиров до 500 человек, с деревянной двухпалубной надстройкой. Это была одна из самых больших грузопассажирских пристаней на Волге. Всего таких в волжские воды спустили порядка 20.
Перед Сталинградской битвой от «Дебаркадера-120» во множестве отправлялись пароходы с эвакуируемыми жителями и ранеными красноармейцами.
«На третьем участке порта во время бомбёжки возник пожар, загорелся дебаркадер. Иван Трофимов, шкипер дебаркадера № 120, отдал швартовы и открыл стопор якорной цепи. Судно стало сплывать по течению и одновременно дрейфовать к левому берегу… Под действием течения и ветра дебаркадер вынесло из опасной зоны к берегу Голодного острова», - сказано в документальном сборнике советских времён «Речники в Сталинградской битве».
После войны «Дебаркадер-120» вернулся на прежнее место, стал вновь провожать и встречать пассажиров, почту и багаж. На двух ярусах надстройки, кроме служб, занятых обслуживанием грузопассажирских рейсов, обосновывались на какое-то время даже городские организации. Гигантский город восстанавливали не сразу, деловых зданий и даже жилья в Сталинграде не хватало.
В конце 1940-х годов в Сталинграде проводилось масштабное восстановление центральной набережной. Речниками было принято решение о модернизации «Дебаркадера-120». Старую надстройку разобрали, а вместо неё на Владимировском судоремонтном заводе в Астраханской области возвели новую в стиле «сталинского ампира».
В конце 1950-х годов в Сталинграде проходили съёмки нескольких эпизодов фильма «Леон Гаррос ищет друга» с Юрием Беловым и Татьяной Самойловой в главных ролях. В одном из эпизодов за спиной героев виден роскошный фасад огромной пристани - того самого «Дебаркадера-120».
После 1970-х годов главную городскую пристань списали, и через какое-то время она перестала покидать пределы Красноармейского затона. Там её использовали как склад.
Река забвения
«Увы, финал больших деревянных пристаней в нашей стране всегда один - разрушение, - говорит Коваль. - В конце 1990-х годов у 'Дебаркадера-120' сгорела или обрушилась надстройка. Вскоре после этого охотники за металлоломом демонтировали и утащили огромные металлические кнехты и шпили с бетонной основы пристани».
Сейчас «главный речной символ города-героя» находится в забвении - бетонный покорёженный остов почти затоплен, лежит накренясь у берегов затона Красноармейский. Местные жители частенько рыбачат с гигантского остова. И вряд ли кто-то из них знает, что это пристань-легенда.